Объемные миксы, какие правила?
При создании миксов нет единого правила, как он должен звучать: сухо, объёмно, широко, узко, с отражениями или без.
Теоретически, в этой сфере можно творить и создавать свои звуковые пространства, не опасаясь, что нарушишь какие-то догматы. Но... в то же время есть негласные правила, суть которых — это подчинение стилистике музыки.
Например, рок или регги никогда не звучит объёмно в отличие от электронной, синтезированной музыки. Или бочка в хип-хоп — это не та же самая бочка в поп-музыке и соответственно, звучание баса. Гитары также могут звучать по разному, широко и узко и так далее.
В связи с таким «разнообразием» очевидно, что овладение искусством создания звуковых пространств в музыке — это постоянная работа с разными стилями и постоянная практика. Чем больше при работе с миксом создаёшь различный саунд, тем больше нарабатываешь опыта.
Самая простая картинка, которую можно создать — это звук небольшой комнаты.
Так обычно бывает, когда исходные семплы сами по себе имеют небольшой room. Тогда достаточно расставить бас, бочку по центру, вокал выдвинуть вперёд по центру, а гитару и синт слегка панорамировать влево и вправо и room обеспечен.
Получим простую сбалансированную картинку, в которой ширина будет обозначена гитарой и синтом. Если звук у них суховат, то можно накинуть лёгкий room. В целом все будет звучать камерно.
Другая картинка — это когда гитара и синт делаются широкими явно.
Как этом можно сделать быстро? Используя эффект Хааса. Для этого в инсерт гитары и синта добавляем плагин Quick Haas и панорамируем каждый инструмент влево и вправо. Теперь гитара и синт будут звучать намного объёмнее.
Простым панорамированием мы просто разводим инструменты в стороны, а когда используем Quick Haas, то добавляем отражение инструмента в противоположный канал.
Этого же эффекта можно добиться если продублировать партию, сместить в другой канал, также сместить по шкале времени и сделать её тише в другом канале. Результат будет тот же. В миксе появится эффект 3-D.
Следующий этап по расширению микса — это расширить вокал.
Добавляем к нему хорус или vocal doubler, модуляционный эффект. Вокал станет шире. Разница между Quick Haas и vocal doubler в том, что vocal doubler дублирует, модулирует голос. А Quick Haas больше заточен на расширение стереопанорамы.
Затем можно чуть расширить звучание хета, оставив сухой звук на своем месте, а отзвуки хета расширить.
Итак, очень быстро можно из простого сухого микса, камерного, сделать пространственный, в котором уже будет ощущаться ширина и больше пространства. Такой звук сделать вообще несложно. Это элементарная пространственная обработка.
Следующий этап в создании объёмных миксов — это расширение баса.
Здесь нужно учитывать, что низкие частоты до 200Гц мы не трогаем, а расширяем средний и высокий диапазон. Это можно сделать с помощью CLA от Waves. В плагине для баса есть стереорасширитель.
Следующий этап — это создание объёма за счёт реверберации и дилэя.
Если раньше на вокале использовался немного звук комнаты, подмешанный к основному звуку, то сейчас можно в insert вставить ревербератор, например, H-reverb от waves и настроить небольшие ранние отражения, без длинного хвоста. Вокал уйдёт чуть в глубь.
Картинка существенно изменится, если использовать дилей от тех же Waves.
И тут есть 2 варианта — одиночные отражения или пинг-понг. Но в любом случае сразу появится глубина и ширина.
По большому счету — это основные инструменты при создании объёмных миксов.
Ещё раз хочу сказать, что бы эти движения не были экспериментами, важно изначально представлять звучание трека, что мы хотим. Или слушать референсный трек и свой микс подстраивать под него.
Потому что любое пространство имеет право на жизнь и как я уже говорил, может подчиняться стилю и создаваться по вкусу. Но на что-то нужно ориентироваться, чтобы было понятно, вы двигаетесь к своей цели или просто блуждаете между этими звуковыми пространствами: сухой-объёмный звук и не знаете, на каком варианте остановиться.
Как по мне, то этих блужданий нужно избегать. Лучше сразу представлять конкретную картинку и стремиться к этому звуку. А затем в процессе работы, если станет понятно, что не так, изменить свое видение. Чем двигаться методом тыка.
Следующий этап — это можно обозначать глубину каким-то элементом, отдельным звуком. Например, тамбурин размещаем чуть вглубь и обозначаем так пространство.
Но чтобы добиться ещё большей ширины, то можно снова вернуться к гитаре и синту, убрать эффект хаааса, панорамировать влево-вправо + добавить реверберацию инструментам или использовать прэдилей. Но чтобы они не занимали все пространство, объем смещать влево и вправо. Предварительно отфильтровав низкие частоты
Здесь уже сложнее достигать ясности в миксе потому что появляются хвосты и отражения и важно избежать каши в звуке.
Поэтому нужно искать компромисс: полусухой вокал с ранними отражениями и широкий реверберационный аккомпанемент. Или наоборот. В поиске этого компромисса и есть искусство сведения и создания объёмных миксов.
Ещё один вариант — это вокал глубокий и широкий, полностью накрывающий весь инструментал.
НО чтобы все не звучало грязно, потому что большие реверберационные хвосты, отфильтруем голос в mid канале. Нужно убрать частоты реверберационного отражения. Тогда хвосты уйдут в ширь. Также можно применить сайдчен компрессию, чтобы дилей не звучал, когда звучат фразы вокала.
Подытожу тем, с чего начал:
При создании миксов нет единого правила, как он должен звучать: сухо, объёмно, широко, узко, с отражениями или без. Теоретически в этой сфере можно творить и создавать свои звуковые пространства. Но... в то же время есть негласные правила — это подчинение стилистике музыки.