Плагины VST для обработки голоса
В каждой Daw имеется свой набор необходимых плагинов для работы со звуком. В Adobe Audition есть свои, хорошие встроенные компрессоры, эквалайзеры + к хосту можно подключить VST — плагины других разработчиков, формируя свой Bundle.
В Adobe Audition 1.5 это будут 32-битные плагины и я пользуюсь таковыми исключительно ради работы в Adobe Audition 1.5, так как обработку аудиокниг, подкастов делаю в этой версии.
Для работы с голосом не нужно много разнообразных плагинов. Я не сторонник многообразия восходящего до безобразия, когда в арсенале множество разных плагинов. Что касается обработки голоса, то мой арсенал таков (опишу в порядке очерёдности):
Accentize — dxRevive Pro — универсальный плагин для голоса. Удаляет из записи room, шум, пыхкание, артефакты. Хорош для начальной обработки. Я совсем недавно его открыл для себя. Настройки ставлю по умолчанию и достаточно. Алгоритм Natural работает мягче, чем Studio.
Ставлю его + mouth de-click + FabFilter Pro-Ds и одним махом удаляю шум, слегка room, клацания и пыхкание, а также эсски. Они потом все равно вылезут, после компрессии, но не так агрессивно.
Mouth De-click от Izotop — подробнее о нем. Этот плагин убирает клацания, щелчки. Хорош для автоматического удаления по всему файлу. Этот плагин крайне необходим в работе с голосом, особенно для чтецов. Избежать таких артефактов, как клацания, плямкание невозможно. И удалять их вручную — это очень долго. А применяя De-mouth — львиная доля таких щелчков удаляется. Остальное уже можно в ручном режиме при чистке файла.
FabFilter Pro-Ds — хороший деэсер, не искажает звук. Хорош для голоса. Я перепробовал разные деэсеры и 'этот лучше всего работает. Не могу объяснить, как и почему он работает лучше, просто он именно шипящие придавливает, не задевая сам спектр высоких частот. И делает это аккуратно.
Убрав шуми и артефакты обрабатываю плагинами из рековой стойки в сессии Audition
Maag EQ4 — стоит в линейке обработки, стационарно. Им убираю низа, у меня микрофон задирает низа -160db и добавляю высоких. Обычно Maag EQ4 ставят в самом конце обработки, чтобы чуть приподнять полку высоких частот. Я же в начале, экспериментально, пришёл к такому варианту.
Izotop 3 использую для обработки голоса. В нем есть компрессор, сатуратор, лимитер, гейт. Привык к нему. Это основной мой «уплотнитель» голоса. Izotop уплотняет за счёт встроенного мультибенд компрессора.
Rvox — для сжатия динамического диапазона, усиления звука. Это простой в работе компрессор от Waves, которым можно придать плотность голосу. Я его использую и на начальном этапе, сразу после записи, если в ней очень большой диапазон: от тихого спокойного прочтения до очень громкого. Тогда настройка 8:4 очень существенно сжимает громкие пиковые значения и поднимает низкие участки записи. В рековой стойке умеренная настройка, чтобы слегка причесать запись, 4:1
Е-RetroVox — добавляет частоты, сатурирует, окрашивает, хорош для вокала. Даёт низа и высокие. Если голосу нужно придать характерный радийный низ, как в подкастах, то Е- retroVox это сделает. Он у меня все время есть в цепочке обработки. Компрессию в нем не включаю, итак достаточно. Чуть добавляю высоких и низа.
Авто-исправление в Audition хорош для удаления щелчков в ручном режиме. В Adobe Audition 1.5 этот плагин называется Click Pop Eliminator. Это наиболее часто употребляемый приём для исправления щелчков, что остались после обработки De-mouth.
Вот, пожалуй, обязательные плагины, которые использую в 80% случаев для обработки своего голоса и не только. Если не считать плагинов для чистки (шумоподавитель и деэссер, то для обработки используется: эквалайзер, мультибенд компрессор, компрессор для сжатия динамического диапазона и сатуратор. Для лимитирования и поднятия до нужной громкости, использую встроенный hard-limiter в Audition.
Далее идут плагины, которые применяю в зависимости от ситуации
Плагин Tonelux Tilt EQ — стал недавно применять, как сатуратор, хотя его предназначение перенестройка частот. Он добавляет частот или срезает их широким мазком + моделирует трансформаторы, использующиеся в аппаратуре Tonelux, добавляя тонкие искажения низким частотам и делая их более «жирными». Проще говоря улучшает читаемость голоса. Например, если голос в подкасте нужно выделить на фоне музыки. Или в закадровом переводе.
Можно добавить чуть высоких и в то же время чуть срезать фильтром. Гармоники добавятся, а высокие слегка.
Smart:deeser — его использую не как деэссер, а для подавления тыхкающих и крякающих букв (ПТКХ).
После компрессии, сатурации эти буквы начинают «выпрыгивать», вот их то я и смягчаю этим плагином. Блок с деэсером отключаю, так как с эссками и чешками хорошо справился FabFilter Pro-Ds (после компрессии, обработки делаю один пробег), а второй блок Plosives включаю и... Sonible deeser причёсывает «кыхкания».
Deroom Pro от Accentize — использую редко, плагин удаляет реверберацию. Ни иногда в очень громких файлах, когда приходилось громко говорить в микрофон, то слышен отзвук комнаты и поэтому, бывает, пользуюсь им. Если Accentize dxRevive Pro не справился.
Truverb от waves использую для создания лёгкой реверберации.
DeEsser от waves — если нужно мягко убрать чешки, эски в выбранной диапазоне. Обычно FabFilter Pro-Ds справляется с этой задачей.
Span для анализа файла. А также встроенный анализатор в Adobe Audition.
Вот основные плагины для моей работы c голосом + встроенные в Adobe Audition быстрый эквалайзер и графический. Иногда параметрический.
Они настроены на снятие определённых частот. В этом смысл нескольких эквалайзеров. Когда один настроен, чтобы снять лишние высокие. Другой — убрать бубнеж. Третий — излишнюю громкость в нижней середине.