Как понимать эквализацию? Есть ли правила эквализации?

Сегодняшний пост посвящен эквализации и ответам на вопросы:

  • Как понимать эквализацию?
  • Как её пользоваться на практике?
  • Как эквализировать инструмент,
  • Какие решения принимать?

Сложности с эквализацией возникают тогда, когда есть ориентация на некие «правила», а не на слух. Что я имею в виду?

Громкость и частота

То, как воспринимает звук обычный слушатель и звукорежиссер — отличается. Весь трек для слушателя трек — это сплошной звук, он не разделяет музыку на частоты. А звукорежиссер, да. Ему нужно понимать, что расположено, какой инструмент находится в том или ином частотном диапазоне.

Для звукорежиссера звук инструмента — это его громкость. Насколько громко он звучит, слышен ли он? Поэтому управлять звуком инструмента, это управлять его громкостью. Но если добавлять децибелы, то это двигать всю его амплитуду. А это значит, что в каком то диапазоне он начнет конфликтовать с другим инструментов, имеющим такую же частотную характеристику. Например бочка с басом.

Поэтому, помимо громкости общей можно управлять лишь избранной частотой. Не обязательно добавлять громкости, можно поднять громкость одного одного лишь диапазона. Это и есть эквализация.

Основной тон инструмента

Звук инструмента — это весь спектр, но есть у него и основной тон. Поэтому нужно найти решение, как поступать с инструментом:

  • поднимать основной тон,
  • или вырезать лишнее,
  • или просто поднять общую громкость.

Эквализация — это робота с громкостями.

Когда нужно просто расположить все по громкостям, то это несложная задача, так как сделать такой баланс можно приблизительно на слух. Микс не будет прозрачным, но справится с такой задачей несложно любому человеку. У каждого есть понимание, что такое громко, а что тихо.

Также и с панорамой — это несложно, приблизительно, развести один инструмент вправо, другой влево. Но такой микс не считается сбалансированным, потому что управляя лишь фейдером громкости треков и балансируя так инструменты, мы не расставляет их равномерно по частотному спектру.

Прочитайте это:  Хотят ли русские войны?

По громкости, да, а по частотному балансу — нет.

Низкая середина может быть перегружена, так как в ней звучит и фортепиано и барабаны, и пэд и вокал. Или в высокочастотном спектре бряцает гитара, перкуссия, хет.

Между собой по громкости мы сбалансировали инструменты фейдером громкости, а суммирующая частотная характеристика микса -  неровная, несбалансированная. Поэтому нужна эквализация.

Зачем нам понятие «Громокость»?

Если мы уйдем от понятия ГРОМКОСТЬ, мы не поймем суть эквализации. Потому что эквализация не просто про какие-то там частоты, а она все про ту же громкость инструмента. Однако ее, оказывается, можно регулировать не одной общей ручкой, а несколькими, относящимися не к общей громкости, а к разным частотам инструмента.

Поэтому работая над частотами, нужно оставаться в парадигме «громкость» и продолжать балансировать инструменты по громкости, но используя уже полосы эквалайзера.

Как понимать эквализацию? Есть ли правила эквализации?Итак, первый важный вывод: эквализация — это работа с громкостями инструментов, а не просто с частотами. Эквализируя, мы занимаемся все той же расстановкой инструментов по громкостям, их балансом, но используем для этого не одну ручку, а не несколько.

Если же мы перейдём мысленно в некие частоты и будем мыслить только частотами, то тут и возникнет сложность с эквализацией. Так как баланс микса — это баланс громкостей ВСЕХ инструментов, но используем мы для этого громкость той или иной частоты.

Ключевое слово в таком случае — амплитуда, а не частота!

Например, есть реальный оркестр и дирижёр. Его задача — это показать, кому с какой громкостью играть, тогда будет ансамблевая игра. И дирижер справляется с этой задачей на слух. Всех должно быть слышно и никто не должен перекрывать другого. Но в оркестре дирижер не может у звука кларнета или тромбона обрезать частоту. Какой есть, так и звучит, но показать ему, как играть, тише или громче — он это делает. То есть, баланс звучания оркестра — это баланс ГРОМКОСТЕЙ.

Прочитайте это:  Восприятие звука. Идеальный звук

Конечно, оркестр и электронная музыка — это не совсем одно и то же. В электронной музыке может быть несколько жирных звуков, которые звучат сами по себе, как несколько квартетов. Но для того и есть такой инструмент, как эквалайзер.

Как понимать эквализацию? Есть ли правила эквализации?Ещё раз — эквализация — это работа с громкостями инструментов при помощи эквалайзера так, чтобы инструмент звучал в общем миксе за счёт своего основного диапазона, и уступил место другому, отдав ему тот частотный спектр, который вторичен у него. Тогда 2 инструмента дополнят общий звуковой план.

Например, для баса важна читаемость в низах и с ним нужно разобраться в области 60, 80, 150, 800, 1к, 8 к (атака), а для голоса — это другие частотные полосы: 70, 180, 800, 1к, 4к, 10к, 16к. Видно, что подружить бас с голосом не сложно, но все равно в области 800 гц басом можно пожертвовать, так как лучше, чтобы здесь располагался голос.

Все это очень приблизительно и я показываю общий принцип, так как одного правила нет, как балансировать между собой все инструменты. В том и заключается искусство сведения, что звукорежиссер РЕШАЕТ, как, кого «рассадить в оркестре», то есть, в миксе.

Как понимать эквализацию? Есть ли правила эквализации?

Поэтому, изначально, нужно слушать звук инструмента, как он звучит, какая у него частотная характеристика, что характерно для него на такой-то частоте:

  • бубнеж,
  • резкость,
  • артикуляция,
  • теплота,
  • прозрачность.
Прочитайте это:  Так как же правильно сводить музыку?

Дать название. И это важно, так как помимо нот, инструмент вносит характер в звук и ему нужно дать своё место в «оркестре».

Для любого инструмента важно найти, как минимум 4 точки, характеризующие звук.

  • Теплота или тело звука.
  • Присутствие — фоновое звучание.
  • Читаемость — артикуляция.
  • Резкость — воздух — прозрачность.

Для разных инструментов — это разная частотная полоса. И тогда уже можно решать, нужна теплота инструмента или его резкость. Читаемость или присутствие.

Существует ли все таки правила эквализации?

Да. Например, если можно какую-то частоту ослабить и тем самым подчеркнуть инструмент в важной частоте, то лучше ослабить, нежели поднимать важную частоту. Потому что поднятие приводит к накоплению спектра и суммированию, а ослабление — это как в граните отсекать лишнее. Все играть громко не могут. Баланс — это больше об ослаблении, о вырезании частот.

Например, есть голос и в нем есть бубнеж.

Как понимать эквализацию? Есть ли правила эквализации?

 Желание поднять высокие частоты, чтобы сбалансировать голос будет «неправильным». Лучше ослабить бубнеж и высоких будет уже достаточно. И наоборот. Много высоких, нет глубины. Не нужно её добавлять, лучше убрать высокие и появится глубина. Если баланс можно сделать за счёт ослабления частот, лучше ослаблять.

Правило второе. Эквализация инструмента — это работа с общей громкостью и отдельными частотами. А не только с частотами.

Например, есть основной тон бочки и её щелчок в области высоких. Громкость — это управление залинкованными этим точками. Поднимаем тон бочки, поднимает и щелчок. А нужно ли? Такой сильный щелчок? Значит нужно его ослаблять эквалайзером. Или наоборот. Щелчка достаточно. А вот основной тон поднимаем эквалайзером.

И таких примером множество. Сколько инструментов, столько разных решений, но эквализация будет касаться общей громкости и громкости отдельной полосы.

Вам понравиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

WordPress: 45.66MB | MySQL:110 | 0,219sec