Инструменты Мелодайн (Melodyne)

Инструменты Мелодайн (Melodyne)

Итак, заключительная часть статьи, которая знакомит вас с инструментами для работы. Кто уже работал с программой Cubase, тому будет легче вообще воспринимать Мелодайн, так как сходство мили редактора и редактора аудио в Мелодайн - очень очевидно. Революционная разработка создателей программы в свое время состояла в том, что они сумели аудио сигнал показать наглядно в виде отпечатков нот. Это позволяет с частями аудио производить разные манипуляции, о чем вы узнаете в этой части статьи. Предыдущая её часть: "Работа с программой Мелодайн" находится здесь..

Если вам нужен полноценный курс по работе с программой, пройдите по ссылке ниже

Профессиональная коррекция вокала - превращайте голос не поющих людей в слушабельное состояние

Следующим этапом после распознавания мелодии является ее редактирование. Оно осуществляется в окне Editor с помощью весьма обширного набора инструментов.

Инструмент служит для выделения редактируемых объектов. Остальные инструменты позволяют редактировать определенные параметры мелодии (или ее фрагментов): - высоту тона; - положение формантной области, которая определяет отличительные тембровые признаки конкретного голоса; - амплитуду звуковых волн; - временные параметры отпечатков звуков. Инструмент предназначен для ручного разделения отпечатков звуков на фрагменты. При выборе того или иного инструмента происходит смена набора команд раскрывающегося списка окна Edit. Существует и альтернативный способ доступа к инструментам: щелчком правой кнопки мыши на отпечатке звука открывается расширенная инструментальная панель. В ней каждый из основных инструментов в свою очередь сопровождается набором дополнительных инструментов (в программе используется термин "subtool", что буквально можно перевести как "субинстрмент"). Мы не станем подробно описывать эти наборы.

Заметим только, что все они содержат субинструмент для оперативного прослушивания результатов работы, а трижды встречающийся субинструмент позволяет управлять характером изменения редактируемого параметра при переходе от предыдущей ноты к ноте очередной, например, варьировать скорость изменения тона на границах отпечатков звуков. Сущность работы в окне Edit рассмотрим на примере редактирования высоты тона. Щелкнув правой кнопкой мыши, выделим отпечаток звука, который требуется отредактировать (одновременно выберем инструмент редактирования высоты тона ).

Допустим, что нужно подправить отпечаток звука, детально показанный на рис. 4 и приблизительно соответствующий ноте F (фа).

Невооруженным глазом видно, что нота сыграна неточно: отпечаток звука смещен вверх по отношению к следу клавиши F. Об этом же свидетельствует содержимое двух полей ввода, расположенных под заголовком окна. В одном из них указывается, что высота тона, в принципе, соответствует ноте F4, в другом - что от истинного фа она отличается на +34 цента.

В этих полях, по сути дела, приведено среднее значение высоты тона. На самом деле высота тона даже в пределах одного отпечатка звука непрерывно изменяется, что отображает график, наложенный на отпечатки звуков. Иногда это является следствием вибрато, придающего особую красоту звуку, иногда - просто результатом неумелого исполнения мелодии.

Заметим, что график мгновенного изменения высоты тона тоже доступен для редактирования (с помощью субинструментов и ). Но это уже относится к высшему пилотажу, пытаться обучить которому в рамках журнальной статьи совершенно нереально. Сейчас же ограничимся тем, что поясним способы, которыми можно подправить высоту тона. Если редактирование ведется без жесткой привязки к шкале высот (в режиме No Snap, см. раскрывающийся список в верхней части окна), то следует просто захватить отпечаток звука мышью и перемещать его по вертикали до тех пор, пока точное значение расстройки (в центах) не обратится в ноль. Результат представлен на рис. 5.

Но есть и два других способа: Note Snap - с привязкой высоты тона отпечатков звуков к нотам; Scale Snap - с привязкой к ладу и тональности. Если в раскрывающемся списке выбрать способ Note Snap, то для каждого отпечатка звука будет отображено то его положение, которое соответствует ноте, наиболее близкой по высоте (рис. 6).

Это то, что предлагает программа. А решение принимать вам. Если считаете, что конкретный отпечаток нужно редактировать - захватите его и чуть-чуть переместите. Далее он сам "перескочит" на положенное место.

Итак, способ Note Snap позволяет уравнять высоту тона любого отпечатка с высотой тона ближайшей ноты хроматической гаммы. Способ Scale Snap сложнее. Если производить коррекцию высоты тона в соответствии с ним, то реально записанные ноты будут трансформированы в те ноты, которые являются допустимыми для определенного лада и тональности. Таким способом можно добиться того эффекта, что песенка "В лесу родилась елочка" зазвучит, например, так, будто она является лейтмотивом саундтрека к индийскому фильму.

Melodyne сопровождается пресетом, задающем частоты звуковых колебаний (высоту тона нот), соответствующие равномерно темперированному строю, наиболее распространенному в наши дни в европейской музыке. Кроме того, имеются пресеты еще трех вариантов строя. Задать любой известный (или вообще определить свой собственный произвольный) лад вы можете, воспользовавшись полями ввода диалогового окна, которое открывается командой Window > Tone Scale.

Итак, тем или иным способом вы скорректировали высоту тона всех отпечатков звуков, составляющих мелодию. Далее, пользуясь субинструментами группы , можно отрегулировать громкость каждого из отпечатков звука. А при помощи субинструментов группы можно переместить отпечатки звука в другие позиции, растянуть или сжать их во времени, а также изменить их форму. Последнее позволяет повлиять, например, на характер фазы атаки: звук может возникать либо плавно, либо резко, "ударно".

Если в процессе автоматического распознавания мелодии программа ошиблась и объединила несколько слогов, которые должны петься различными нотами, вы можете разделить их инструментом , а затем для каждого слога по отдельности установить свой необходимый тон.
Вы, вероятно, заметили, что невольно мы в основном рассуждаем о том, как отредактировать мелодию, именно спетую, а не сыгранную на музыкальном инструменте. Это не случайно. Ведь даже если вы не способны играть в реальном времени, всегда можно записать партию с MIDI-клавиатуры в пошаговом режиме или даже "нарисовать" ее в MIDI-редакторе. А вот "пошагово" спетые звуки превратить в песню способна только программа Melodyne.

Хор клонов

После завершения редактирования мелодии можно приступить к ее гармонизации. Например, можно сформировать второй голос или вообще сформировать искусственный многоголосный бэк-вокал. Для этого следует вернуться в окно проекта, выделить трек с мелодией и, пользуясь стандартными командами главного меню (Edit > Copy и Edit > Paste), скопировать мелодию еще на несколько треков.

Далее, редактируя в окне Edit высоту тона соответствующих отпечатков звука, нужно сформировать необходимые аккорды. При этом ноты одного трека следует рассматривать как основные звуки (примы) формируемых аккордов, второго - как терции, третьего - как квинты и т. д. Кстати говоря, в окне Edit можно работать не с отпечатками звуков, а с самыми обычными нотами. Щелкните на расположенной в левом верхнем углу окна кнопке, помеченной изображением скрипичного ключа, и появится нотный стан. На нем ноты можно мышью перемещать в вертикальном направлении. Отпечатки звуков будут перемещаться синхронно.

Экспортируем, конвертируем
В принципе, далее можно непосредственно в Melodyne отрегулировать соотношение громкости основного мелодического голоса и голосов бэк-вокала, распределить голоса по панораме и скорректировать их частотные параметры. Для этого в Melodyne предусмотрено окно микшера (открывается командой меню Window > Mixer).

Но лучше продолжить эту работу в одной из специально приспособленных виртуальных студий (скажем, Cubase или SONAR). А вот чтобы такое стало возможным, результаты ваших трудов из Melodyne нужно экспортировать в WAV-файл. Для этого командой File > Export откройте окно Export и в нем выберите аудиоформат (в полях группы Format: выберите Audio, WAVE). В этом же окне вы можете определить треки, данные с которых предстоит экспортировать в файл (нас интересуют только треки основного голоса и голосов бэк-вокала, а трек, на котором, возможно, располагался аккомпанемент, скорее всего, и без того имелся ранее). Обратите внимание на две важные опции группы Channels.

При выборе Stereo Mix все треки Melodyne перед сохранением будут смикшированы (в соответствии с настройкой микшера Melodyne) и сохранены в виде единственного стереофайла. Вряд ли это вас устроит. Ведь, наверное, хочется продолжить работу отдельно с каждым голосом, например, панорамировать голоса и обработать эффектами (реверберацией, дилэем…) с различными параметрами. Поэтому лучше выбрать опцию экспортирования Save each track as a single file, тогда каждый голос будет сохранен в отдельном WAV-файле.

Окно Export позволяет реализовать еще одну весьма полезную функцию. Если в поле группы Format: выбрать формат MIDI, то результат работы программы Melodyne будет экспортирован в MIDI-файл. На практике это имеет очень большое значение. Прикиньте. Вы напели или наиграли на пианино, гитаре, балалайке мелодию (записав звук с помощью Melodyne или любого звукового редактора).

После этого средствами Melodyne вы мелодию распознали и экспортировали в MIDI-файл. Знаете, что получилось? Вы звук конвертировали в MIDI. Теперь делайте с MIDI-файлом, что вам угодно. Например, распечатывайте ноты партии или вместо балалайки подставляйте голос любого самого "навороченного" виртуального синтезатора. На форумах сайта http://petelin.ru десятки раз возникал вопрос о надежных программах-конверторах "WAVE > MIDI". Пожалуй, ответ на него теперь есть (по крайней мере, применительно к одноголосным партиям). Автор: Р. Петелин, Ю. Петелин. Дата: 12.11.2007

 
Главная Melodyne Инструменты Мелодайн (Melodyne)
Свежие новости!
Коммутация студии звукозаписи

Создание домашней студии обязательно включает в себя и такой вопрос, как коммутация.

Когда вы будете покупать оборудование, вам придется также разбираться с тем, какие есть виды кабелей, разъемов, совпадение с входами, толщина кабелей, длинна, звукоизоляция и т.п.

Подробнее ...
Выбор оборудования для студии

Серия бесплатных видеоуроков по выбору оборудования

для создания музыки на компьютере: