Работа с программой Melodyne

Работа с программой Melodyne

Это вторая часть известной статьи братьев Петеленых, посвященная изучению программы Мелодайн. Первая часть "Мелодия из ничего" находится здесь. Для удобства чтения статья разбита на несколько отрывков. В этой части вы познакомитесь с рабочими окнами программы, научитесь загружать трек, поработаете в окне редактирования. В данной статье описана программа версий 1.5-2.0. Суть программы, в принципе не меняется вплоть до третьей версии, так что актуальность данного руководства не исчезла. Итак,

После запуска программы открывается главное окно, удивляющее своей пустотой: в нем нет ничего кроме главного меню: File, Edit, View, Navigation, Midi, Window и ? (Help).

Будем считать, что работа в Melodyne начинается с загрузки заранее подготовленного файла командой File > Open. Как только вы это сделаете, откроется окно проекта (аранжировки), представленное на рис. 1. Фактически это мультитрековый редактор. Причем сигналограмма файла загруженной мелодии окажется на треке № 1. Если той же командой загрузить еще один файл, то будет открыто еще одно окно проекта. А вот для того, чтобы на второй трек окна открытого проекта поместить, например, запись аккомпанемента, соответствующий файл нужно открывать командой File > Add Melody.



На рисунке также показана транспортная панель, элементы которой, вероятно, не нуждаются в пояснениях. Вообще-то, ее можно скрыть, воспользовавшись соответствующей командой меню Window. При загрузке файла программа автоматически определяет темп исполнения. Правда, темп вокальных партий часто измеряется с заметной погрешностью.

Поэтому есть смысл вначале загружать в проект трек с аккомпанементом (в нем обычно имеются явно заметные ритмические пульсации, облегчающие задачу программе) и только после этого подгружать трек с мелодией. В верхней части окна проекта находится раскрывающийся список, который принадлежит к числу существенных элементов графического интерфейса программы.

Его наполнение зависит и от того, на каком этапе редактирования мелодии находится программа, и от того, какой инструмент редактирования выбран вами. С помощью команд раскрывающегося списка можно выполнить актуальное в данный момент действие. В большинстве случаев одной из его команд является команда возврата к исходному состоянию редактируемого материала.

Первым этапом редактирования мелодии является ее автоматическое распознавание (в терминологии программы - детектирование). Поэтому в раскрывающемся списке выберите команду Detect Melody. Откроется диалоговое окно Sound Files.

В нем следует назначить алгоритм распознавания, наиболее эффективный для музыкального материала определенного типа. Варианты перечислены в раскрывающемся списке Parameter Set. Например, если редактируемую мелодию спел тенор, то с помощью системы меню вы должны выбрать алгоритм распознавания, который и называется Tenor Vocals.

Среди вариантов алгоритмов распознавания имеются "заточенные" для разговорной речи, ударных инструментов, мелодии, спетой голосами различных типов и сыгранной на различных струнных и духовых инструментах. Выбрав алгоритм, нажмите кнопку Detect. Начнется процесс распознавания мелодии.

О его ходе будет сигнализировать прогресс-индикатор. Как только этап распознавания завершится, сигналограмма в окне проекта изменит свой вид. Теперь на треке отображается не только сам факт существования в пределах тех или иных временных интервалов звуковых колебаний с определенной амплитудой, но и индицируется изменение высоты тона (рис. 2).



К окну проекта мы еще вернемся, когда дело дойдет до формирования, например, партий бэк-вокала. А сейчас перейдем в окно Editor (рис. 3), предназначенное для редактирования мелодии. Для этого в окне проекта нужно сделать двойной щелчок на расположенной в левой части проекта окна секции атрибутов трека, содержащего сигналограмму мелодии. Вы найдете секции атрибутов треков по явному признаку: в каждой из них имеется три кнопки: S - включение режима солирования для данного трека (звучание остальных треков будет заглушено),M - мьютирование (заглушение) данного трека, R - разрешение записи на данный трек.



Итак, открылось окно Editor и вы увидели координатное поле. Горизонтальная ось системы координат здесь, конечно, время в тактах и долях такта, а вертикальная - высота тона, измеренная в полутонах и центах. Вместо делений шкалы - изображение фортепианных клавиш с указанием ноты и номера октавы (на клавишах C). Внешне окно очень похоже на окно Piano Roll в программе Cakewalk SONAR или Key Editor в Steinberg Cubase (аналогичные окна в обязательном порядке имеются также в любом современном MIDI-редакторе). Подобный элемент интерфейса мы называем "окно отпечатков клавиш". По аналогии окно Editor программы Melodyne можно назвать окном отпечатков звуков.

Программа распознала мелодию. Что это означает? Во-первых, автоматически найдены границы отдельных отпечатков звуков (например, слогов в вокальной партии). По всей видимости, критерий, согласно которому программа отличает звук от тишины, основан на превышении порогового уровня группой отсчетов записанного сигнала.

Для того чтобы не терялись окончания звуков, величину этого порога разработчики должны были выбрать очень небольшой. Вот почему важно, чтобы исходный оцифрованный звук характеризовался максимально возможным отношением сигнал/шум. Иначе при заметном шуме в паузах алгоритм будет срабатывать по шумовым отсчетам, допуская ошибку типа "ложное обнаружение сигнала". Во-вторых, автоматически вычислен музыкальный размер, а также темп, в котором исполнена записанная мелодия.

Темп, как обычно, измеряется в количестве долей, приходящихся на одну минуту. В-третьих (и это главное), измерена основная частота звуковых колебаний каждого элемента мелодии. Полученные значения частот сравнены со стандартными частотами нот. Сигналограммы обособленных звуков (слогов) в окне редактирования мелодии помещены напротив изображений клавиш, обозначающих соответствующие ноты. Все перечисленное хорошо видно в окне Editor.

Есть и еще один результат распознавания мелодии, который в окне Editor разглядеть невозможно: границы отдельных звуков автоматически чуть-чуть скорректированы (перенесены в ближайшие точки, где звуковая волна пересекает нулевой уровень). Тем самым устранены предпосылки для появления щелчков.

Ссылка на третью заключительную часть: "Инструменты программы"

От себя добавлю, что пользоваться Мелодайном для коррекции голоса намного удобнее, нежели программой Антарез.

 

Профессиональная коррекция вокала - превращайте голос не поющих людей в слушабельное состояние

 
Главная Melodyne Работа с программой Melodyne
Свежие новости!
Коммутация студии звукозаписи

Создание домашней студии обязательно включает в себя и такой вопрос, как коммутация.

Когда вы будете покупать оборудование, вам придется также разбираться с тем, какие есть виды кабелей, разъемов, совпадение с входами, толщина кабелей, длинна, звукоизоляция и т.п.

Подробнее ...
Выбор оборудования для студии

Серия бесплатных видеоуроков по выбору оборудования

для создания музыки на компьютере: