Категории звукового оформления
Фильм, видеоролик, аудиоролик, подкаст имеют звуковое оформление. Сегодня речь пойдет об этом, и лучше всего о звуковом оформлении говорить на примере фильма. Каждый зритель подсознательно воспринимает весь звуковой план, убери один из элементов, он сразу заметит что-то неладное.
Смысл статьи в том, чтобы проговорить категории звукового оформления и осознанно разбираться в этом вопросе.
Голоса
Если вы получаете материал для дублирования фильма, например, то самое первое, без чего немыслим звуковой план фильма — это голоса персонажей, актеров. Озвученный текст, реплики, роли — все voices — составляют канву раскрывающегося по ходу смысла фильма.
Голоса можно разделить ещё на 3 категории:
- оригинальные ( на том языке, что было сыграно)
- закадровый голос (автора, или закадровый перевод)
- дублированные голоса.
Оригинальные нужны, чтобы слышать, как было сыграно, какая эмоция была у актера: крик, шепот, подтекст. Закадровый — важно чтобы попадал по таймингу с оригиналом и только. Дублированный голос, чтобы совпадал с губами и соответствовал эмоции оригинального голоса.
Музыка
Не менее важный элемент звукового оформления — музыка, музыкальный фон. Музыка создает настроение, атмосферу сцены.
Музыку разделяют на фоновую, звучит тише за голоса, на заднем плане.
Или в музыке, песней, передается некий смысл, дополняющий сюжет фильма. Тогда песня выводится на первый план.
Для использования музыки в видео важны:
- темп,
- тональность,
- плотность фактуры,
- оркестровка,
- аранжировка.
Например, музыка с использованием духовых инструментов и барабанов воспринимается, как эпическая, военная, если она фоновая и не годится для романтической атмосферы.
И наоборот, если нужно подчеркнуть эпоху середины 20 века, то как раз духовой оркестр справиться с этой задачей хорошо.
Или чтобы передать национальный колорит сцены, следует использовать фолк.
Как часто будет в фильме применяться музыка, зависит от сюжета и жанра фильма. Сейчас часто музыкальный фон используют, смешивая с эффектами.
Интершум
Это звуки, которые дополняют звуковой план. Например, в кадре море, двое влюбленных на берегу, звучит романтическая музыка и шум моря. Последнее — это и есть интершум.
Или звук ветра, или шум комнаты, причем, атмосферный шум, а не конкретный звук в комнате.
Интершум помогает поверить в реальность картины. Действие не происходит в вакууме.
Фоли и эффекты
Сюда относятся ВСЕ звуки, дополняющие общую картину. Если действие происходит в комнате, то это будут:
- шаги,
- звон посуды,
- треск огня в камине,
- шуршание одежды,
- кашель или сопение носом,
- дверь,
- работа вентиляторов и т.п
Все действия в сцене должны быть озвучены и отыграны звуком.
Даже если предмет или объект не в кадре. Или сначала был, а потом нет, то подразумевается его движение.
Роль эффектов — произвести впечатление, показать реальность, дополнить атмосферу.
Однако эффекты могут быть и несуществующие, выдуманные, например, в фантастике.
Также эффекты могут рассказать многое о персонаже, например, как он ходит, как он поднимается (медленно или быстро).
Громкость эффекта привлечет внимание к действию. Например, в кадре стреляют все, но главный герой выстрелил громче. В реальности его оружие не стреляет громче, но в фильме так может подчеркиваться важность героя.
И к музыке, и к голосам, и к эффектам, и к интершуму применяется:
- динамическая и
- пространственная обработка.
Динамическая — для создания нужного тембра, характера и акустического окружения.
Например, срезаются низкие и высокие частоты, если человек далеко от зрителя.
Пространственная обработка используется, чтобы создать соответствующую акустику: зал, комната, ванная, студия, улица, самолет, море, лес, кафе...
Теперь, когда будете смотреть фильм, обращайте внимание на его звуковое оформление.