Как и где обучиться сведению музыки
Продолжу тему сведения. Если резюмировать смысл предыдущей статьи, то он таков:
- чтобы хорошо сводить, нужно практиковаться, чем больше, тем лучше.
- для начала использовать имеющиеся под рукой плагины, не приобретать много разных.
- и доверять своему вкусу и своим ушам.
Обычно, мало кто доверяет своему вкусу и ушам по причине низкой самооценки, отсутствия опыта и правда в том, что у вас, действительно может быть мало опыта.
Но ваш музыкальный вкус и уши — это ваш инструмент, которым вы работаете с материалом. Это все равно, как для вокалиста голос — его инструмент. Поэтому эту часть своего естества нужно принять, ценить (у вас есть вкус и слух) и развивать.
И тогда с течением времени, наработки опыта вы будете развиваться в звукорежиссуре. То есть, изначально вы будете делать ошибки, но важно, чтобы вы сами их увидели и понимали, как их исправить. Измерять себя мнением других людей — вредно и не продуктивно.
Теперь несколько слов об обучении сведению.
Нужно ли обучаться сведению музыки?
Мой ответ — да.
Но в этом деле можно идти 2-мя путями:
- самому изобретать велосипед
- или взять за основу имеющуюся методику.
И в том и в другом случае вы будете следовать определённой системе.
Будете методом тыка сводить — у вас будет своя неправильная система. Она позволит вам сделать сведение со своими ошибками. Но поскольку у вас опыта — ноль, послужной список — минимальный, то ваша система, по умолчанию будет содержать ряд ошибок.
Второй способ — подсмотреть за тем звукорежиссёром, который имеет огромный опыт, практику и поучиться у него.
Это классический подход к обучению. Опытный звукорежиссёр отличается от новичка тем:
- КАК он слышит,
- ЧТО он слышит в миксе и
- КАК он решает проблему микса, звука.
- То есть, у него есть алгоритм наработанных решений.
Мудро будет и намного рентабельнее — изучить его методы, повторить и применить. Вот суть обучения.
Глупо будет думать — я сам всего достигну. Достигнете, но идти к результату будете дольше. Лучше — это перенимать опыт.
Мастер класс по сведению Романа Стикса
Итак, следуя вышеописанным размышлениям, я недавно купил мастер класс по сведению Романа Стикса. Это 2-х часовой курс, в котором он показывает сведение трека.
Чтобы было нагляднее и понятнее, я выложу 2 трека. Один — это звучание исходного микса. То есть, все дорожки, как есть, просто выложены в стопку и так звучат.
Вот допустим, вам прислали файлы wav. на сведение, вы загрузили их в свой хост и музыка звучит вот так:
Слышно все инструменты, в общем понятна песня, можно увидеть замысел автора, как бы он хотел панорамировать инструменты и так далее. Но, очевидно, что этот микс тянет всего лишь на ознакомительную версию, но никак на законченный сведённый трек.
То, есть над ним нужно работать. Как это происходит — это и посвящён курс по сведению.
Если описать словами, то весь процесс сведения состоит из следующих моментов:
- нужно послушать композицию и познакомиться с треками, что , где играет;
- затем разместить треки в группы, чтобы работать не с каждым по отдельности, а с группой ударных, струнных, педов, вокалов и так далее;
- затем раскрасить треки для удобства навигации по проекту;
- поскольку первоначальная работа предстоит по выравниванию громкости треков и панорамированию, лучше отталкиваться от бочки, её громкости, в пределах — 9 дб.
- затем выравниваем ритм секцию, ориентируясь на референсный файл, предварительно убавив в нем громкость, так как он скомпрессирован и звучит громко.
- после выравнивания ударных, занимаемся вокалом, если это песня, или работаем с солирующим инструментом.
- затем, работаем с остальными группами треков.
- где есть дублирующие партии, разводим по панораме, возможно где-то нужно использовать стереорасширитель.
- В общем задача выставить громкости и панораму в миксе так, чтобы они имели своё место и не выпячивали. Чтобы был ансамбль.
Думаю, что с этой задачей справится 90% человек, потому что, что-то разрушить в процессе такой работы невозможно. Здесь все просто: расставь инструменты в миксе.
Затем начинается этап:
- эквализации,
- компрессии,
- и пространственной обработки каждого трека или группы инструментом,
- какими плагинами, почему ими и что именно делать.
В конечном итоге микс звучит так:
Подведём итог:
- Над этим миксом ещё можно работать, но он звучит гораздо лучше, чем изначальный.
- На сведение сессии, состоящей из 30 треков, при наличии опыта, методики, навыков, можно потратить 3-4 часа. И уже будет звучать прилично.
- Это — рентабельно. В наше время нужно уметь сводить быстро и качественно.
Поэтому, факт, что лучше ИЗУЧИТЬ уже чью-то технологию, перенять опыт, чем самому пытаться до каких-то истин и приёмов доходить, тратя на это время.