О голосе человека. Работа с микрофоном
Здравствуйте! Вашему вниманию четыре аудиоподкаста продолжительностью 4-5 минут каждый. Прослушивание не займет много времени. Речь пойдет о работе с микрофоном в студии, о записи голоса, пишите вы вокал или чтеца.
Мне, например. приходится часто записывать самого себя, так как я работаю диктором. Приходилось также записываться в студии в качестве вокалиста и я знаю, что сложности с этим есть, если это делается впервые, пока ты не привыкнешь к студии и микрофону.
Петь в микрофон на сцене — это одно, а в студии — другое. Точно также что-то говорить, обычно, мы не обращаем на это свое внимание, а читать текст в студии — здесь повышенное внимание на текст. произношение, динамику, расстояние к микрофону.
Я рассматриваю работу с микрофоном, как со стороны исполнителя, так и со стороны звукорежиссера. Часто — это 2 разных человека, иногда — вы совмещаете эти 2 профессии, когда пишите сами себя.
Работа с голосом в студии
Сегодня мы поговорим о самом голосе, о разнице между женским и мужским голосом, о частотном диапазоне. Знать эти отличия с точки зрения частотных характеристик необходимо, так как в одном и в другом случае приходится вырезать разные частоты.
Например, для женского голоса обрезать частоты ниже 120-200 Гц — это никак не повлияет на тембр голоса. Основная форманта женского голоса находится выше. А вот если такую процедуру сделать с мужским голосом, то потеряем его.
Точно также есть диапазон частот вверху, который можно спокойно вырезать — все что выше 16000 Гц. Не факт, что так именно нужно делать всегда, особенно, если у вас качественный микрофон, и в верхнем регистре все чисто, но все же, все что выше 16000 Гц, потеря этих частот не повлияет на качество звука. По большому счету, когда вы звук из wav формата переведете в мр3, то эти частоты точно будут потеряны.
Ещё, что я подчеркиваю в своем подкасте — это качество входящего звука. Его нужно записать, как можно лучше, чище, без посторонних шумов. Это правило номер один для звукорежиссера, а для диктора — без артефактов, чтобы произношение было, как можно чище.
Хороший входящий сигнал со стороны звукорежиссера зависит:
- от оборудования,
- от уровня записи,
- от помещения,
- от его требования к чтецу или вокалисту
Тем меньше потом работы с записанным файлом и не нужно применять нойзеры-шмойзеры, которые все-таки портят звук.
Конечно, есть случаи, когда нужно применить гейт, если есть что убирать ниже — 45-50 db, но золотое правило неизменно: качественный входящий звук, хороший уровень записи.
Со стороны вокалиста или чтеца качество звука зависит:
- от его подачи, мямлит он или нет;
- от его подготовленности;
- профессионализма;
- уверенности;
- как близко он к микрофону;
- умеет ли работать с ним;
В общем, думаю, что стоит эти вопросы рассмотреть, чтобы обращать на них внимание при записи голоса. Эти нюансы все время нужно держать на контроле.
Это, как отпиливать кусок фанеры. Линию начертил, но ножовку нужно точно водить по нарисованной черте, чтобы не пошло вкривь. И сколько бы раз ты ни отпиливал, принцип остается тот же: будь внимателен.