Процесс создания своей композиции |
Давайте по порядку рассмотрим, какие задачи стоят перед автором (музыкантом или звукорежиссером) на каждом этапе создания своей композиции. Но начнем свой экскурс не с начала, а с конца, так можно лучше увидеть взаимосвязь каждого отдельного момента. Итак: 1. Задачи мастеринга. Какие задачи решаются в процессе мастеринга? С технической точки зрения мастеринг – это приведение записи до стандартов CD. Другими словами, запись должна соответствовать таким технически параметрам: иметь частоту дискретизации 44100 ГЦ, разрядность 16 бит и по частотно-амплитудной характеристике должна быть выровнена. То есть, музыка после мастеринга должна слушаться ровно без всяких спадов звучания. Звук должен быть плотный, оптимизированный и хорошо звучать на всех мыслимых и немыслимых колонках. Последнее, к слову сказать, достаточно сложная задача, но на такой параметр и нужно ровняться. Это сложная задача, потому что акустические системы у людей разные, стало быть звук всегда будет отличаться, но, тем не менее, если все сделано на этапе мастеринга грамотно, то, в общем, музыка должна звучать на любой акустике. Ещё что можно сказать о задачах мастеринга - смысл этого процесса улучшить то, что было сделано на этапе сведения. Мастеринг сам по себе, конечно, не может исправить недостатки сведения, но навести лоск, придать шарм - да. Представьте, что вы нарисовали картину (сведение), и вам осталось покрыть её лаком. Может быть, кое-какие недочеты лак и скроет, но лишь мелкие. Лак может придать блеск картине, но он не может качественно её изменить. Что нарисовано, то нарисовано и от этого уже никуда не деться. Образно говоря, роль мастеринга, это финальная шлифовка и здесь главное не переборщить, не пережать звук, не зажать его окончательно, что вполне вероятно. Можно так "картину залить лаком", что она утратить свое естественность. 2. Сведение, его задачи – это сделать звуковую картинку. Разместить инструменты в пространстве так, чтобы каждому было место в звуковом плане (панорамирование и обработка эффектами), и чтобы каждый инструмент звучал чисто, занимая свое место в миксе. И здесь важно понять, что задача на данном этапе, чтобы инструмент звучал чисто в миксе, а не сам по себе. Поэтому на этапе сведения приходится какие-то частоты вырезать, инструменты расставлять по панораме, обрабатывать ревербераторами и добиваться прозрачного звучания инструментов. Качество сведения напрямую зависит от качества записи, от того, как сыграна партия, насколько качественный звук был при записи, какая подача звука, какой характер игры, соответствует стилю. 3. Это уже задачи этапа записи. Стремитесь к максимально качественному звуку, к безошибочной игре. На этом этапе придется делать несколько дублей записи, что бы найти лучший. Возможно, делать запись отрывками, по частям. УЗНАЙТЕ СЕКРЕТЫ ГРАМОТНОГО СВЕДЕНИЯ Если идет запись вживую, то важен момент снятия звука, настройки микрофона или инструмента и т.д. Что вы запишите в проект, с тем материалом и придется вам работать. Некачественная запись – значит, будете работать с некачественные материалом. Не надейтесь, что вы в процессе сведения что-то улучшите, где-то подтяните компрессором вяло сыгранную партию, и она зазвучит. Или мутную запись вычистите с помощью эквалайзера. 4. То, как будет проходить запись, очень сильно зависит от аранжировки мелодии. Во-первых, именно аранжировка определяет стиль музыки, количество инструментов, характер игры, техническую способность исполнить нужную партию, выбор инструментов, реальных и vst. То, как будет происходить запись, очень сильно зависит от аранжировки. Аранжировка при этом может быть реально звучащей уже в исполнении группы, живой команды. Или это может быть авторский замысел композитора аранжировщика, когда она звучит только в голове музыканта. Последнее, чаше чаще всего бывает тогда, когда аранжировщик – он же и звукорежиссер. 5. Какие ошибки может допускать неопытный аранжировщик? Как правило, это употребление множества инструментов, наивно полагая, что количеством можно улучшить качество. Более подробно об ошибках читайте здесь. На самом деле, если характер аранжировки придает сама мелодия, тема, какая она: лирическая или танцевальная. Хорошая мелодия – это не всегда хорошая, в конечном итоге, композиция, так как конечный результат зависит от аранжировки, сведения и мастеринга, но в то же самое время, если мелодия плохая, примитивная, не шлягерная, не цепляющая, то сделать из неё конфетку будет сложно. Хотя возможно, если она попадет в руки талантливого аранжировщика, придумавшего классные контрапункты, увидевшего стиль, подачу незамысловатой мелодической линии.
Вот, вкратце, из каких этапов состоит процесс создания микса. Конечно, он достаточно схематичен. Сюда ещё можно было включить такой момент, как вынашивание мелодии, темы, её поиск, но это уже грань творчества, а не звукорежиссуры. Рекомендую курс Романа Борнысова " Создание музыки на компьютере" - 39 часов обучения по созданию музыки на вашем ПК! |