Melodyne - мелодия из ничего

Melodyne - мелодия из ничего

Эта статья братьев Петеленых о работе в Мелодайн, была написана уже несколько лет назад. Она достаточно хорошо объясняет основные принципы работы и дает базовые понятия о Мелодайне. Я считаю, что её необходимо обязательно прочитать перед началом работы и изучения основных функций программы. Эта статья  - долгое время была единственным материалом на русском языке, объясняющим что такое Мелодайн. Итак....

Возможно, вы слышали примерно такую байку. Идет сеанс записи в студии. У музыкантов работа не клеится. Не попадают в ноты, не вовремя вступают.… В конце концов, звукорежиссер восклицает: "Сыграйте хроматическую гамму, а остальное я сам смонтирую".

Есть и другой вариант этой же истории: записывается горе-певец, и дело кончается тем, что его просят озвучить в микрофон по отдельности все буквы алфавита.…Еще несколько лет назад это можно было бы считать всего лишь профессиональным анекдотом, в котором воспевалось мастерство работников студий и, конечно, существенно преувеличивались их возможности. Однако прогресс не стоит на месте.

Теперь не только специалистам, но и любителям доступны программы, способные и подправить фальшиво взятые ноты, и создать композицию любой сложности из единственного сыгранного, спетого или даже просто произнесенного звука. Сегодня мы хотим познакомить вас с одной из наиболее интересных программ подобного назначения, возможно, даже лучшей из них.

Программа Melodyne разработана немецкой компанией Celemony Software GmbH http://www.celemony.com) По существу Melodyne представляет собой специализированный звуковой редактор. В нем, как и в других редакторах, записанный звук отображается в виде сигналограмм (волновых форм). Сигналограммы (а значит, и соответствующие им звуковые данные) можно разрезать, удалять, копировать, переносить с места на место, монтируя их последовательно на одном треке или параллельно на нескольких треках. А еще можно изменять высоту тона всей партии или отдельных ее фрагментов, а также изменять продолжительность звуковых событий, растягивая или сжимая их во времени.

Ничего необычного в перечисленных возможностях нет. На такое способны и универсальные звуковые редакторы (например, Adobe Audition) и виртуальные студии Cubase CX В частности, практически в любой программе для работы со звуком пользователю доступны функции pitch shift (сдвиг высоты тона) и time stretch (масштабирование во времени фрагментов фонограммы)

Отличительная особенность Melodyne заключается в том, что программа максимально приспособлена для решения двух основных задач - редактирования мелодии и создания мелодии на основе нескольких заранее записанных произвольных базовых звуков (в пределе - на основе единственного звука). В самом названии программы содержится намек на то, что она является инструментом для работы именно с мелодией.

Фальшивят все

Мелодия, как известно, исполняется либо на музыкальном инструменте, либо голосом певца. В любом случае исполнение редко бывает идеальным. И вокалист, и инструменталист могут не совсем точно интонировать (попросту говоря, могут фальшивить), не вовремя начинать и завершать исполнение нот.

Особенно серьезной эта проблема стала в эпоху компьютерной работы с музыкой, когда в творческий процесс включились и такие люди, которые не умеют не только петь, но и играть в реальном времени хотя бы на части из тех музыкальных инструментов, что стали широкодоступными в виде виртуальных аналогов. В мелодии можно выделить два аспекта: звуковысотное положение элементов мелодии и ее ритмическую структуру, т. е. темп исполнения и порядок чередование звуков и пауз определенной длительности. И все это может быть предметом компьютерного редактирования.

Представьте себе, что вы работаете с записанной мелодией в универсальном звуковом редакторе, например, в том же Adobe Audition. Мощнейшая программа, но и она не способна избавить вас от мучительного труда.

Первым делом вам нужно будет разделить мелодию на элементарные фрагменты: визуально по сигналограмме и на слух определить положение границ между отдельными нотами (слогами в песне и звуками в инструментальной партии). Перед нарезкой фрагментов нужно уточнить положение точек деления, переместив их в те позиции, в которых звуковая волна пересекает нулевой уровень. Если не сделать этого, то в разрезанной и отредактированной фонограмме появятся щелчки.

Затем следует на слух оценить, правильна ли высота тона каждого из элементов, и в случае необходимости сдвинуть ее на некоторое количество полутонов и центов (сотых долей полутона) вверх или вниз. И, наконец, придется подстроить положение фрагментов мелодии во времени. Работа ручная, кропотливая, длительная. Такая технология при всей ее развитости и сложности позволяет исправить не все типы погрешностей исполнения.

А как обстоит дело, если в качестве инструмента редактирования мелодии выбрана программа Melodyne? Прежде всего, Melodyne берет на себя самые трудоемкие из перечисленных операций. А то, что программа не в состоянии выполнить автоматически, она, конечно, оставляет на долю пользователя, но при этом оказывает ему всевозможную помощь.

Попробуем разобраться в этом разделении творческого и рутинного труда. Звуковой файл, содержащий редактируемую мелодию, вы можете записать и непосредственно в Melodyne, но лучше сделать это в каком-либо другом редакторе, сохранить файл в формате WAV и затем открыть его в Melodyne. Дело в том, что в Melodyne, во-первых, нет необходимых средств подготовки звука к распознаванию мелодии (в частности, не реализованы процедуры шумоподавления). Во-вторых, здесь не очень удобные, грубые измерители (точнее даже - индикаторы) уровня сигнала. Поэтому оптимальный уровень подобрать трудно, следовательно, высока вероятность возникновения перегрузки, а, значит, и искажений.

Профессиональная коррекция вокала - превращайте голос не поющих людей в слушабельное состояние

Объектом применения Melodyne является одноголосная партия. Сведенные полифонические композиции не обрабатываются, так как в аккордах очень трудно распознать высоту тона определенного голоса. На такой подвиг компьютерные программы пока не способны. Правда, на параллельных треках в Melodyne наряду с обрабатываемой мелодической партией могут располагаться еще несколько одноголосных партий или сведенный в один трек многоголосный аккомпанемент.

В последнем случае работать с мелодией, конечно, удобнее. Звук должен быть записан насколько возможно "сухим" (желательно выполнять запись в заглушенном помещении). Дело в том, что естественная реверберация может создать эффект полифонического звучания даже единственного голоса. Разумеется, применять эффекты наподобие реверберации, хоруса и дилэя к звуковым данным, которые только еще предстоит обработать Melodyne, нельзя.

А вот что можно и даже нужно предварительно сделать, так это избавиться от шума в паузах и явных огрехов, допущенных во время исполнения партии (типа покашливания, шелеста). Если не позаботиться об этом, то в дальнейшем возникнут неточности в определении границ отдельных звуков и будут наблюдаться случаи ложного обнаружения нот.

Ссылка на вторую часть статьи "Работа с программой Мелодайн"
 

Другие новости по теме

Главная Melodyne Melodyne - мелодия из ничего
Свежие новости!
Коммутация студии звукозаписи

Создание домашней студии обязательно включает в себя и такой вопрос, как коммутация.

Когда вы будете покупать оборудование, вам придется также разбираться с тем, какие есть виды кабелей, разъемов, совпадение с входами, толщина кабелей, длинна, звукоизоляция и т.п.

Подробнее ...
Выбор оборудования для студии

Серия бесплатных видеоуроков по выбору оборудования

для создания музыки на компьютере: