Алгоритм аранжировки

Алгоритм аранжировки

В продолжение начатой темы "Что такое аранжировка", сегодня несколько слов о том, есть ли алгоритм аранжировки. Существует ли какая-либо схема создания аранжировки?
 
Если под словом алгоритм подразумевается последовательность действий, то – да, существует, правда она не у всех может быть одинаковой, и все же...

Как правило, аранжировка начинается с выбора стиля музыки, а проще говоря, с выбора ритма, который будет положен в основу. Почему с ритма? Потому что ритм будет впоследствии многое определять:
  • рисунок баса,
  • акценты аккомпанирующей гитары,
  • характер самой аранжировки.
  • ритм повлияет и на линии обыгрывания основной мелодии.
Например, возьмем очень разные по ритмике стили: свинг и балладу. В одном случае у нас будет присутствовать триольный ритм, в другом – в его основе будут лежать шестнадцатые ноты.
 
В первом случае, четко выраженного удара малого барабана на 2 и 4 долю, не будет, эту функцию на себя заберёт хет, отбивая слабые доли, в другом случае, наоборот, будут подчеркиваться удары малого барабана на третью долю такта в размере 4/4.

Далее... Свингуя, бас будет двигаться по основным ступеням лада равномерными четвертями, тем самым подчеркивая каждую долю, а в балладе его рисунок будет исполняться, как четвертными, так и восьмыми нотами... 
 
Партия ритм-гитары также будет зависеть от стиля. В нашем примере: она будет или "чесать по струнам" или делать "тычки-акценты". Как видите, ритмика, стиль очень многое определяет.

Именно поэтому, аранжировка начинается с создания ритм секции: барабаны, бас, гитара. Ритм должен придать некую форму музыке, он задает её движение, характер. Когда это есть, тогда можно переходить к педальным партиям и дополняющим мелодическим.
 
Это общая  схема работы, которой придерживается большинство.

Следует сказать, что аранжировка аранжировке – рознь. Самая простейшая аранжировка – это всегда стандартный набор инструментов и типичные, шаблонные стилистически выверенные партии. Где их можно найти, послушать, проанализировать?
 
Подсмотреть такие шаблоны можно, в программе Band-and-Box, библиотека, которой содержит тысячи заготовок на основе уже созданных известных и популярных композиций.
 
Для тех, кто вообще незнаком с Band-and-Box и хотел бы использовать эту программу в своей работе, рекомендую курс Роман Борнысова:
 
 
Подробно и доходчиво, шаг за шагом, как пользоваться программой Band-and-Box в связке с Cubase SX. Изучите Band-and-Box, научитесь работать с разными музыкальными стилями! Это вам пригодится!
 
Вообще, сегодня придумать что-то свое, необычное, отойти от уже написанных стандартов, очень сложно. В основе своей ваша музыка будет, так или иначе, похожа на что-то уже существующее. Тем не менее, место для творчества есть, и оно состоит  в придумывании оригинальных мелодических линий, в синтезе различных звуков, в применении эффектов, одним словом - вы синтезируете, вы творите.
 
Написать интересную аранжировку – это все равно, что художнику нарисовать картину, с той лишь разницей, что вы рисуете не красками на холсте, а с помощью звуков и в пространстве.

Естественно, за основу берутся уже существующие идеи, которые дорабатываются и преломляются через ваш собственный опыт, и чем он больше, чем больше в вашей памяти, в вашем воображении различных музыкальных образов, тем больше у вас шансов создать что-то оригинальное.

В заключение хочу сказать, что для того, чтобы писать интересные аранжировки, крайне желательно знание гармонии, знание стилистики музыки, знание базовых принципов импровизации. 

Можно, конечно, и на слух ваять, ваше ухо, без сомнений – это самый первый помощник при написании музыки. Тем не менее, знания теории музыки, умение импровизировать не помешают.
 
Хотя, признаюсь, я знаю и таких музыкантов, которые, не имеют музыкального образования, но пишут замечательные аранжировки. Как так?… Они имеют огромнейший сценический опыт игры в музыкальной группе. Они столько переиграли и переслушали за свою жизнь, что музыку спиной чувствуют. Она у них в кончиках пальцах, в голове, в руках, у них - огромнейший практический опыт игры.

Я же считаю, что хорошо, когда есть такой опыт, практика, но, когда к этому ещё прилагается и музыкальное образование, тогда получается «гремучая смесь». И тогда можно такого наворотить!.. 
 
 
Главная Статьи Алгоритм аранжировки
Свежие новости!
Коммутация студии звукозаписи

Создание домашней студии обязательно включает в себя и такой вопрос, как коммутация.

Когда вы будете покупать оборудование, вам придется также разбираться с тем, какие есть виды кабелей, разъемов, совпадение с входами, толщина кабелей, длинна, звукоизоляция и т.п.

Подробнее ...
Выбор оборудования для студии

Серия бесплатных видеоуроков по выбору оборудования

для создания музыки на компьютере: